Demo

Астраханское региональное отделение партии «Единая Россия» дало старт предварительному внутрипартийному голосованию по отбору кандидатов на выборы губернатора Астраханской области. Напомним, что предварительный партийный отбор кандидатов на любые избираемые должности обязателен для единороссов.

Кандидатами на предварительное голосование были утверждены действующий губернатор Игорь Юрьевич Бабушкин и действующий руководитель фракции «Единая Россия» Петелин.

И партийцам, и беспартийным наблюдателям исход борьбы ясен.

Выдвижение Игоря Юрьевича поддержал Президент России Владимир Путин. Наш губернатор — самый рейтинговый и узнаваемый политик в области. Олег Александрович Петелин, хоть и старожил астраханской политики, но похвастаться солидной узнаваемостью и степенью поддержки населения явно не может. Но устав Партии требует выборов и на этом этапе кампании.

И тут нам захотелось вспомнить начало других кампаний по выборам высшего должностного лица региона. Первого губернатора области Анатолия Петровича Гужвина на его первый губернаторский срок в 1991 году никто не избирал. Он был утвержден указом Президента РФ. Поэтому первый выборный опыт он получил лишь в 1996 году.

В тех выборах даже при наличии тогдашней партии власти в лице движения «Наш дом — Россия» Анатолий Петрович участвовал в качестве самовыдвиженца. Этакий кандидат от народа в пику своему основному конкуренту — коммунисту Зволинскому. Выборы были не в пример нынешним тяжелыми для административных кандидатов. С выборов 1993 и 1995 годов в Госдуму позиции КПРФ были незыблемыми. Не случайно, что именно с тех времен наш регион устойчиво внесли в «красный пояс». А само кресло астраханского губернатора оппозиционерами рассматривалось как весьма перспективное для себя.

Губернаторская кампания 1996 года сопровождалась большим потоком черного пиара с обеих сторон, приездом в регион целой команды коммунистических ЛОМов, многие из которых потом стали гордостью партии власти. Мы имеем в виду агитацию за коммуниста таких лиц, как Станислав Говорухин, Аман Тулеев и других. 

И 1996 год для администрации области стал временем проверки на прочность, которую она выдержала. Не без сбоев, конечно.

Следующие губернаторские выборы 2000 года представлялись проблемными уже не из-за сильных оппонентов властям, а из-за проблемы явки избирателей. По тому законодательству для победы нужно было не просто набрать больше половины голосов пришедших, но и чтобы этих самых пришедших было более половины от списков всех избирателей.

А привести на выборы без интриги такое большое количество астраханцев стало сложной задачей для администраторов. В те выборы, кстати, губернатор Гужвин также позиционировал себя как самовыдвиженец и лидер всех астраханцев. Тем более что и партия власти тогда лишь формировалась из двух блоков околовластных партийных групп: «Отечество — Вся России» и «Единство».

Явка увеличилась за счет активной кампании по выборам мэра Астрахани, проводимой параллельно с губернаторскими выборами. Тогда действующему мэру Астрахани Безрукавникову противостояло трио разношерстных оппозиционеров — «Шеин-Боженов-Алмаев». За год до этого на выборах депутата Госдумы все трое были непримиримыми оппонентами: Шеин от Объединенного фронта трудящихся, Боженов от «Яблока», а Алмаев вообще от «Единства». Сейчас, в эпоху управляемой демократии, такое сложно даже представить. Те выборы губернатор Гужвин выиграл в первом туре, заметно опередив своих оппонентов Негерева и Михайлова.

Выборы губернатора в 2004 году для партии власти на начальном этапе выглядели сложной задачей, так как от самой этой власти обозначились сразу два кандидата: губернатор Гужвин и его первый зам Александр Жилкин. Исход того сложного выбора решило печальное событие. В аккурат перед выборами скончался первый губернатор региона Анатолий Петрович Гужвин, и партийные предпочтения были оформлены в виде перехода его рейтинга к Александру Жилкину.

Следующий губернаторский срок в связи с изменением законодательства в 2009 году губернатор выиграл путем своего назначения через Думу Астраханской области. Список для внутрипартийного, а затем уже и для депутатского голосования был сформирован из самого губернатора Александра Жилкина, председателя регионального Правительства Маркелова и спикера областной Думы Клыканова. В ходе непродолжительной политической борьбы победил действующий глава региона.

На следующих выборах губернатора в 2014 году партия власти пошла на интересный эксперимент. Понятно, что губернатор, член Высшего совета «Единой России», не мог не выиграть внутрипартийное голосование. Однако процедура праймериз требовала альтернативности, публичности и открытости. Выдвигать статистов было неинтересно с точки зрения политтехнологий.

Тогда для повышения явки и интереса к партийной процедуре был придуман нестандартный ход — привлечь интерес к голосованию за последующие места в списке губернаторских претендентов. Был создан пул активных и интересных спарринг-партнеров Александра Александровича. При этом изначально обозначалось, что кандидаты из команды губернатора и их дальнейшая политическая судьба будут зависеть от степени их активности.

Понятно, что в этом призыве был элемент лукавства: многих из оппонентов Жилкина уже сватали на большие начальственные должности. Но интрига, кто же придет вторым, третьим и так далее, оставалась.

Технологическая фишка единороссов сработала: «команда мечты» привлекла внимание общественности, забрала информационную повестку и по итогам голосования, а затем последующих выборов была рассажена на интересные административные места. 

Глава Камызякского района Мартынов вскоре стал сенатором, участвовавший вместе с ним министр промышленности регионального правительства Крыжановский ушел на повышение в Сколково, исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Гай вошла в дирекцию общероссийского Конгресса муниципальных образований, глава Наримановского района Кандыков рассматривался на должность министра образования региона, а врач Джуваляков получил по итогам должность министра здравоохранения, как и его дважды коллега и по праймериз, и по правительству — министр промышленности Кучумов.

Выборы 2019 года свежи в памяти астраханцев. Стоит только напомнить, что в тот раз Игорь Юрьевич Бабушкин шел самовыдвиженцем при поддержке партии «Единая Россия». Теперь же он идет на выборы в качестве секретаря регионального отделения и проходит процедуру с вполне понятным единственным соперником. Может быть, в этом есть смысл, учитывая низкую рейтинговость остальных партийцев.

Но у предварительного голосования с несколькими участниками есть и свои плюсы. Можно размазать малые проценты проигравших, тем самым сохранив политическое реноме оставшихся участников партийной гонки. Ну, и главное, на последующем альтернативном голосовании на единороссовской партконференции уже по официальному выдвижению у партии власти будет разнообразие вариантов итогового списка.

На праймериз один состав кандидатов, а по его результатам внутрипартийного голосования — чуть уменьшенный, видоизмененный вариант. Все какое-то разнообразие при понятном результате.

Теперь же партийцам придется ломать голову, какой процент дать конкуренту Игоря Юрьевича в предварительном голосовании, чтобы объяснить его последующее участие со столь малым процентом кандидата уже на втором этапе выдвижения — на партконференции.

Ну и соответственно, стоит ли топить результат О. А. Петелина на официальном выдвижении вообще до степени статистической погрешности.

Поделиться